Полезно‎ > ‎

Статья. Вегетарианство и Библия

Источник: Знание и искусство
№23 Понедельник 23 июня (6 июля) 1903 
Иллюстрированный журнал, издаваемый при "Биржевых Ведомостях".

Нередко приходится слышать будто вегетарианство - изобретение разных лжепророков и подрывает христианскую религию.
Лучшим опровержением подобных поклепов служит, разумеется, Библия, которая на первой же странице (1 кн. Моисея, гл. 1-я, ст. 29) влагает в уста Иеговы заповедь, предписывающую человеку питаться исключительно продуктами растительного царства.
Человека, который убивает быка, Исайя приравнял к человекоубийце
Почти 4 000 лет тому назад, пророк Исаия поднялся до ясного понимания теснейшей связи между убийством человека и убийством животного. Человека, который убивает быка, Исайя приравнял к человекоубийце (Исайя, гл. 66, ст. 2-3). Тот же пророк красноречиво описал долженствующий наступить век вегетарианства. (Гл. Ⅰ, 11-17; гл. Ⅱ, ст. 4; гл.Ⅺ, 6-10; ⅬⅡ, 7 гл. 65, ст. 3-5; гл. 66, ст. 17).
Кроме Исаи, требования вегетарианства выставлялись еще и некоторыми из т. наз. „малых" пророков (Иосия VI, 6; VIII, 13; Изеркиль ⅩⅬⅦ, 12; Михей IV, 3).
Что касается Нового Завета, то, хотя в нем и нет прямых, буквальных указаний на вегетарианство, мы должны допустить, что христианство, по своей универсальности, неминуемо должно было включить в свою программу и воздержание от убойного питания.
Имеются сведения на этот счет у древнейших церковных и языческих историков и писателей. В „слове о пищелюбии” мы читаем у Григория Богослова об апостоле Петре, что он не употреблял в пищу мяса животных. Об апостоле Матвее пишет св. Климент Александрийский, что он питался только зернами. Евсевий, церковный историк Ⅱ века, говорит в главе ⅩⅩⅡ второй книги, что Иаков, брат Господень, всегда воздерживался от мяса. В 17 главе той же книги он пишет, что вообще первые христиане всегда воздерживались от употребления в пищу мяса и вина. Св. Епифаний Капрский пишет также, что многие из христиан от мяса воздерживались всегда, а в седмицу перед Пасхою питались одними только смоковными плодами.
Св. Кирилл Иерусалимский пишет: “У многих христиан было в обыкновении воздерживаться от мяса". То же самое говорит Василий Великий в Ⅰ слове о посте; Иоанн Златоуст Ⅵ беседе на кн. Бытия; блаженный Августин о церковных обычаях кн. 33, гл, 31; блаженный Иероним в 5 кн. св. Иоанна; блаженный Феофилакт и много других.
Доказательство, что первые христиане воздерживались от убойной пищи, мы находим у языческого писателя Плиния. В своем письме к Траяну (Ер. X, 96, Еd. Goeschen) он говорит о христианах, что на обвинения в проливании человеческой крови во время богослужений они всегда защищались словами: “Вы знаете, что мы отвергаем употребление крови животных, как же вы можете подумать, будто мы жаждем человеческой крови?”
Св. Климент Александрийский пишет:
Из пищевых средств предпочтение следует оказывать таким, которые можно есть непосредственно, без применения огня, ибо они всегда готовы и проще
„Мы должны остерегаться такой пищи, которая обманывает наш аппетит и позывает к еде без голода. В самом деле, разве в пределах умеренной простоты нет разнообразия здоровой пищи: овощи, коренья, маслины, зелень, молоко, сыр, плод и всевозможные сушеные пищевые продукты? Из пищевых средств предпочтение следует оказывать таким, которые можно есть непосредственно, без применения огня, ибо они всегда готовы и проще. Садящиеся за роскошные трапезы и вскармливающие собственные болезни находятся во власти неукротимого зла, которое я назвал бы демоном утробы, злейшего и гнуснейшего демона. Лучше быть счастливым, чем ютить у себя дьявола, счастье же лишь в соблюдении добродетели. Оттого-то апостол Матфей и питался не мясом, а зернами, твердокорыми плодами (в т.ч. орехи прим. ред.) и овощами. И Иоанн Креститель, соблюдавший высшую умеренность, питался древесными почками и медом диких пчел".
Св. Василий Великий, архиепископ кесарийский пишет:
“Тело отягащаемое мясными яствами, подвержено болезням; умеренный же образ жизни дает здоровье и силу, лишая болезнь почвы. Пары мясных яств омрачают духовный свет. Какими бы мясными яствами ни наполнялся желудок, всегда они порождают нечистые желания, душа как бы задыхается под бременем пищи и лишается владычества и способности мышления.
Тело отягащаемое мясными яствами, подвержено болезням; умеренный же образ жизни дает здоровье и силу, лишая болезнь почвы. Пары мясных яств омрачают духовный свет.
Если ты, любя мясную пищу, откармливаешь ею свое тело, ты делаешь свой дух неповоротливым; сало, накопляющееся в теле ослабляет силу духа. Неужели ты не гнушаешься этих вредоносных мясных яств? Вряд ли можно одновременно любить добродетель и находить удовольствие в мясных яствах и пиршествах” (Из „Посланий“).
Св. Иоанн Златоуст, патриарх константинопольский, пишет:
„Мы идем по пути волков и следуем привычкам тигров или вернее, мы еще злее их. Тем природой показана мясная пища, нам же Бог даровал разумную речь и чувство справедливости. И, несмотря на это мы стали хуже зверей".
Рассмотрите на самом деле, кто лучше питается, тот ли, кто употребляя растительную пищу, чувствует себя здоровым и бодрым, или тот, кто справляя сибаритские обеды, подвержен тысячам болезней? Конечно, первый. Поэтому, кто здоров и может довольствоваться одним хлебом, тот не желай ничего больше. Кто же слабее и нуждается еще в овощах и плодах, тому не запрещайте этого. Мы говорим только против излишнего. Излишне же все, что вам не нужно. Коль скоро мы можем безболезненно и честно прожить без какого-либо предмета, то этот предмет и есть лишний. (Гамил. 69), на Матф. 23, 1-14).
Итак, из вышеприведенных исторических сведений не только достаточно ясно обнаруживается неосновательность обвинений по адресу вегетарианства в антагонизме к христианской религии, но, напротив, в вегетарианстве даже усматривается один из моментов, обусловливающих христианство. О мясных же яствах этого сказать нельзя, потому что они, по выражению св. Василия Великого способны „порождать только нечистые желания и таким образом “затемнить свет духовный”, “ослабляя, по словам Климента Александрийского, в нас духовные способности".

Под ред. ЕмОрехи.рф
Также  читайте:
Вегетарианство и дети - статья 1902 года






Оригинал статьи

журнал знание и искусство - оригинальный логотип
статья библия и вегетарианство - фото оригинала
Comments